Соловьёв, Владимир Сергеевич

Владимир Сергеевич Соловьев родился в Москве в семье крупнейшего русского историка С.М. Соловьева. Величко В. Л. Владимир Соловьев. В Петербурге Соловьев сдружился с Достоевским. В студенческие годы Соловьев увлекся спиритизмом. Владимир Соловьёв вдохновил Ф.Достоевского на создание образа Алёши Карамазова в романе «Братья Карамазовы»[11]. В 1874 году, в возрасте 21 года, В.С. Соловьев блестяще защитил магистерскую диссертацию «Кризис западной философии».


Соловьёв учился в Первой московской гимназии, преподавание в которой было разделено на общее и специальное, а заканчивал обучение в Пятой московской гимназии. В начале сентября 1873 Соловьев переселился в Сергиев Посад и в течение года слушал лекции в Духовной академии.

Летом 1900 года Соловьёв приехал в Москву, чтобы сдать в печать свой перевод Платона. В имение Соловьёв приехал уже тяжело больным. На философию Соловьева оказали большое влияние идеи русского религиозного мыслителя Николая Фёдорова.

В искусстве он различал эпос, трагедию и комедию. Существует версия, что Владимир Соловьев в феврале 1896 года в Москве приобщился к католической церкви, приняв причастие из рук греко-католического священника отца Николая Толстого[12][13].

Соловьёв, Владимир Сергеевич

В 1890 году цензура не пропустила в печать декларацию против антисемитизма, написанную Соловьевым и подписанную рядом писателей и ученых. В письмах Ф. Гецу Соловьёв обличал погромы и заверял, что его перо всегда готово к защите бедствующего Израиля. На смертном одре Соловьёв молился за еврейский народ и читал псалом на иврите. Первой истинной вселенской монархией Соловьев называет Римскую Империю.

В 1869 — 1873 гг. был студентом в Московском университете, сначала на физико-математическом факультете, а затем перевелся на историко-филологический факультет. Во время этого путешествия Соловьев впервые познакомился с различными древними и современными мистическими учениями, в том числе с Каббалой. В 80-е — 90-е гг. XIX века им написаны важнейшие философские книги и статьи.

В 70-е гг. XIX века В.С. Соловьев стал известен как православный мыслитель, был близок славянофилам и почвенникам (книги — «Критика отвлеченных начал», «Чтения о Богочеловечестве»).

В этот период В.С. Соловьев увлечен идеей создания единой христианской церкви, сближается с католицизмом (книги — «История и будущность теократии», «Россия и вселенская церковь»). Как можно заметить, зрелый Соловьев — это религиозный мыслитель. Скорее Соловьев создал собственную философскую религию, больше похожую на философскую религию Платона. У философской системы Соловьева два основных истока — философия, как рациональная наука, и вера, как явление иррациональное.

В этом постулате, ставшим методологической базой учения Соловьева, можно явно увидеть диалектическую сущность его философии. Соловьев писал: «Бог любит хаос в его небытии и хочет, чтобы он существовал… Но что важно. В отличие от традиционного христианского учения, Соловьев считал, что реальный мир — это не просто результат творения Бога, а единое целое со «Всеединым».

Из этого представления следовало и учения Соловьева о человеке. Заметно, как Соловьев акцентирует внимание на сознании, которое представляет собой центр человека вообще.

Соловьёв В. С. Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева: В 10 т. — СПб.: Книгоиздательское Товарищество «Просвещение», 1911-1914.

Первое из них — Любовь, как всеобщая сила или, как говорил Соловьев, «магическая любовь». Так в философии Соловьева возникает идея необходимости единства всего человечества, которую он постоянно проводил в своих работах.

Он разработал новый подход к исследованию человека, который стал преобладающим в российской философии и психологии конца XIX – начала XX века[2][3]. В 1872 году с ним приключился бурный роман в поезде на Харьков со случайной попутчицей Жюли, после которого он испытал мистическое видение Софии[5]. Окончив университет в 1873, по особому ходатайству был оставлен при кафедре философии для приготовления к профессорскому званию.

21-летний Соловьёв написал магистерскую работу «Кризис западной философии», в которой выступил против позитивизма и разделения (дихотомии) «спекулятивного» (теоретического) и «эмпирического» знания.

31 мая 1875 года отправился в командировку в Лондон для работы в Британском музее «с целью изучения индийской, гностической и средневековой философии». 16 октября 1875 года он предпринял неожиданный вояж в Египет, связанный с мистическим видением Софии. Его путь пролегал через Францию и Италию. В ноябре прибыл в Каир, где оставался до марта 1876, совершив путешествие в окрестности Фиваиды. Затем он возвратился в Италию, жил в Сорренто, Неаполе и Париже, откуда вернулся в Москву.

Смысл искусства Соловьев видел в воплощении «абсолютного идеала» и в «пресуществлении нашей действительности»[10]. Как философ, В.С. Соловьев прошел несколько периодов развития. Соловьев принимает идею прогресса. Владимир Соловьёв возражал против разделения христианства на католичество и православие и отстаивал идеи экуменизма.

Не пропустите еще:

You may also like...