Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился 24 октября (5 ноября) 1878 года в городе Хвалынске Саратовской губернии Российской империи, в семье сапожника[3]. В 1911 году Петров-Водкин стал членом объединения «Мир искусства». Некоторые работы Петрова-Водкина были восприняты как содержащие эротизм[10]. Среди картин Петрова-Водкина немало изображений обнажённых мужчин. В Советском Союзе Петров-Водкин много работал как график и театральный художник.

В 1893 году он окончил училище. Позднее Петров-Водкин так вспоминал: «До окончания нашего пребывания у Бурова мы ни разу не попытались подойти к натуре, благодаря чему не получали настоящей ценности знаний». Хвалынские купцы, в том числе и Казарьина, присылали ежемесячно 25 рублей в помощь Кузьме, но тот считал это «подачкой, за которую потом нужно будет благодарить».

В 1897 году Петров-Водкин переехал в Москву, где поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где учился у Валентина Александровича Серова. С 1905 по 1908 год занимался также в частных академиях Парижа. Петров-Водкин был одним из реорганизаторов системы художественного образования.

Художник скончался 15 февраля 1939 года в Ленинграде[3]. В начальный период творчества Петров-Водкин испытал сильное влияние зарубежных мастеров символизма и «модерна». Петров-Водкин испытывал интерес к живописи раннего Возрождения и русской иконописи, результатом чего считается разработка им сферической перспективы. Картина вызвала дискуссию среди художников и резкую критику в прессе.

Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич

В 1909 г. в редакции журнала «Аполлон» состоялась первая персональная выставка Петрова-Водкина. Без пристального внимания к этим и некоторым другим аспектам фигура Петрова-Водкина — даже на нашем сайте — не может быть обрисована во всем ее своеобразии и художественной значимости. В течение последующей четверти века о Петрове-Водкине, казалось, забыли, картины его почти исчезли из экспозиций музеев.

Козьма Петров — Водкин

Для Петрова-Водкина это время пришлось на вторую половину 1960-х годов. В 1965 году в Москве энтузиасты устроили скромную по размерам выставку его работ в Центральном Доме литераторов. Петров-Водкин сразу занял место в первом ряду русских художников XX века. Появившаяся тогда же монография В.И.Костина впервые дала достоверный обзор и анализ его искусства. В целой серии статей разных авторов и в соответствующих разделах общих работ творчество Петрова-Водкина и его отдельные произведения стали объектом пристального изучения.

Описание картины Кузьмы Петрова-Водкина «Девочка с куклой»

Религиозные мотивы порой одухотворяют и его светские композиции (1918 год в Петрограде (с фигурой Богоматери с Младенцем на первом плане), 1920; все картины – в Третьяковской галерее). Петров-Водкин часто (начиная с ранних подражаний М.Метерлинку) обращался к литературе, особенно в свой поздний период. Кузьму люблю и ценю: силища, ум простота.

Неузнанный К.С. Петров-Водкин

Проработав лето в судоремонтных мастерских, по осени Кузьма отправился в Самару поступать в железнодорожное училище, но провалился. Однако в 1895 году Буров скончался и образование осталось незаконченным. Кузьма вернулся на родину, где ему помог случай. В Хвалынск приехал знаменитый петербургский архитектор Р. Ф. Мельцер. Для того, чтобы перевести эскиз своей иконы в майолику, Кузьма Сергеевич направился в Лондон, где картину обработали на керамической фабрике «Дультон».

В 1900 году работал на керамическом заводе в селе Всехсвятском под Москвой[4]. Окончил МУЖВЗ в 1905 году[5]. В этот период посетил Италию (1905) и Северную Африку (1907). Он считается одним из выразителей символистических тенденций в русской живописи в этот период. С 1910-х годов он перешёл от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям.

Художник также создавал тематические картины, портреты, натюрморты[8][9]. Годы пребывания в МУЖВЗ отмечены литературными занятиями (проза и драматургия), подчас столь интенсивными, что художник даже колебался в выборе между живописью и литературой. На следующий год художник стал членом объединения «Мир искусства», с которым был связан до его роспуска (1924). Художник, единственный в своем роде и типичный сын своего времени, с равным интересом писавший и русские иконы и вождя революции Ленина.

После смерти художника его имя было вычеркнуто из советского искусства. Лишь однажды, в 1947 году в Санкт-Петербурге, была устроена небольшая выставка его рисунков.

К 130-летию со дня рождения художника

Наконец, в 1970 году вышли новым изданием его автобиографические повести. 1878–1939), русский художник, теоретик искусства и писатель. В 1905 окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его наставников был В.А.Серов. Посещал студию А.Ашбе в Мюнхене (1901) и частные академии Парижа (1905–1908).

Роналду и Данни не будут играть в товарищеском матче с Россией

Был членом объединений «Мир искусства» и «Четыре искусства». Жил в Ленинграде, а с 1927 – в Пушкине. Целиком в духе символизма решены уже его ранние картины, где преобладают мотивы легенды или волшебного сна (Сон, 1911; Играющие мальчики, 1911; обе работы – в Русском музее, Петербург). Так же воспринимаются картины Мать (1913) и Девушки на Волге (1915). Плодотворно работал также как художник театра и педагог (преподавал в школе Е.Н.Званцевой (1910–1915) и Академии художеств (1918–1933).

В августе 1932 года К. С. Петров-Водкин избирается первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников (ЛОССХ). В итоге оказался в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова. Многие искусствоведы до недавней поры считали картины Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина едва ли не первыми – как по времени, так по и качеству – образцами социалистического реализма. Одна из основных для Петрова-Водкина тема жизни, жертвенности и смерти решена была здесь впервые в образах героев революции.

Не пропустите еще:

You may also like...