Лосский, Николай Онуфриевич

Лосский Николай Онуфриевич (24.11/6.12.1870-24.01.1965), философ, основатель интуитивизма и представитель персонализма в России. Н.О. Лосский родился в местечке Креславка Витебской губернии. С 1900 года Лосский преподает философию на Бестужевских Высших женских курсах и в Петербургском университете (сначала приват-доцент, а с 1916 г. — профессор).

Отец — обрусевший поляк, Онуфрий Лосский, был православным, мать-полька, Аделаида Пржиленцкая, — католичкой. С 1881 года Николай Лосский учился в классической гимназии в Витебске, откуда был исключен в 1887 году за пропаганду атеизма и социалистического учения. Материальные трудности вынуждают Лосского на некоторое время переехать в Алжир, где он поступает во Французский иностранный легион[1]. Преподавал в гимназии М. Н. Стоюниной.

С 1947 года после переезда в США преподавал в Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке, с 1950 по 1953 годы в звании профессора. Умер Лосский в Париже 24 января 1965. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Н. О. Лосский придерживался теории перевоплощения души (реинкарнация). К числу важнейших творческих свершений Лосского относится выполненный им русский перевод «Критики чистого разума» Канта (третий по счету).

Глава IV. РУССКИЕ МАТЕРИАЛИСТЫ В 60-х ГОДАХ. НИГИЛИЗМ. 2. Н. Г. Чернышевский. Книга знакомит с трудами выдающегося русского мыслителя Н. О. Лосского, в которых раскрываются ключевые положения его нравственной философии. Сборник завершается очерком о жизни и творчестве Н. О. Лосского, написанным его учеником С. А. Левицким. Интуитивизм Лосского есть попытка примирения эмпиризма и рационализма; он ставит задачу синтеза положительной науки и метафизики.

Лосский, Николай Онуфриевич

В книге «Свобода воли» Лосский очень внимательно и подробно анализирует проблему свободы, рассуждая о «металогической творческой силе воли», живущей в человеке. Здесь Лосский высказывает идею о возможности чудесного преображения человека и духовного овладения слепыми силами природы. В 1891 году Н.О. Лосский поступил на естественнонаучное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. После установления Советской власти Н.О. Лосский оказался среди тех русских философов, кто стал неугоден новым властителям России.

Перу Н.О. Лосского принадлежит много сочинений, недаром В.В. Зеньковский называл его одним из «самых плодовитых русских писателей по философии». Н.О. Лосский разрабатывал философское учение, необычное для русской мысли своим высоким уровнем систематичности и логической обоснованности.

Современный исследователь П.П. Гайденко отмечает, что Н.О. Лосский отличается от многих других русских философов тем, что стремится строить философию именно как науку, в классическом ее понимании.

Тезис «все имманентно всему» одновременно выводит Лосского на проблемы онтологии (учения о бытии). Свое учение об онтологии Лосский называет «идеал-реализмом» или «иерархическим персонализмом». Единство и систематическую связь в это многообразие вносят идеальные образования, которые являют собой новый уровень бытия и называются Лосским отвлеченно-идеальным бытием.

Лосский Н. О. История русской философии. — М.: Советский писатель, 1991.— 482 с.

Лосский называет этот индивидуальное конкретно-пространственное бытие — субстанциальным деятелем. Выстраивая иерархию субстанциальных деятелей, Лосский на низшую ступень помещает электроны и протоны. Человека происходят более совершенные монады, а самую совершенную из них Лосский называет Высшей субстанцией. Именно потому, что Лосский такое значение придает роли субстанциальных деятелей, выстраивает их иерархию, его онтология и получила второе именование — «иерархический персонализм».

Однако само творение Н.О. Лосский понимал своеобразно. Между тем этот труд Н. О. Лосского (1870—1965), пожалуй, единственный в своем роде достаточно полный обзор истории русской философии.

Не пропустите еще:

You may also like...