Научно-популярный подстиль — это

Приемы подачи терминов в науч.-популярном произведении, сравнительно с собственно научным, имеют свои особенности. Собственно-научный. Приведенный текст, как уже было сказано, написан научно-публицистическим подстилем. Давайте разберем пример собственно научного текста. В научном стиле выделяют ряд некоторых черт, отличающих его от иных функциональных стилей текста. С одной стороны, будучи разновидностью науч. стиля, она излагает науч. информацию, то есть содержание науч.-популярной литературы то же, что и собственно научной.

Причем данные черты характерны для любой сферы научной деятельности – технической, гуманитарной, естественнонаучной. Обилие научной терминологии; масса речевых клише; минимум экспрессивно-эмоциональной лексики (а то и полное ее отсутствие).

Как научные языковые средства активно используются в жанрах, например, публицистики, так и чистый научный стиль применяет языковые средства других стилей. В одной из предыдущих статей о стилях речи мы уже разбирали один из примеров подобного подстиля.

А теперь посмотрим на новый отрывок научно-публицистического текста. Данный текст – рассуждение, выстроенное логической цепочкой «факт – анализ факта – вывод», причем факты переданы научным языком, а их анализ и выводы – публицистическим. Частичное цитирование статей и обучающих материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

В совр. лингвостилистике вопрос о статусе науч.-популярного типа речи в системе функц. стилей рус. языка не решен окончательно. Науч.-популярная литература, как правило, имеет своим читателем неспециалиста, однако в совр. науч. коммуникации можно отметить тенденцию к расширению адресации науч.-популярных произведений. В текстах, рассчитанных на массового читателя, каковой и является науч.-популярная литература, ярко проявляется их прагматический аспект – направленность на определенный тип читателя.

Поэтому известные классификации науч.-популярной литературы построены на учете типа адресата. Науч.-популярная речь имеет стилистически контаминированную природу. Отсюда – некоторые конституенты собственно науч. речи наличествуют и в науч.-популярном произведении. Это прежде всего общенаучная лексика и термины (правда, последние функционируют здесь несколько иначе, чем в науч. речи) – (Л.А. Баташева). Для науч.-популярного произведения наличие признака «экспрессивность» тем более обязательно.

Смотреть что такое «Научно-популярный подстиль» в других словарях:

Можно назвать также функцию композиционной связности: ВОК создают композиционный каркас науч.-популярного произведения. Это группа вопросов, функционирующих в заглавиях, подзаголовках и внутренних заглавиях. При этом ответом на заглавие-вопрос может быть вся статья или ее часть (см., напр., Н.В. Кириченко, 1990, с. 52–53). Многообразна роль парцеллированных конструкций (ПК) в науч.-популярном произведении. Широко используются в науч.-популярном произведении средства словесной образности, в том числе метафоры.

Особый, оценочный характер приобретает метафора в тех частях науч.-популярного текста, где речь идет об изложении каких-либо новых концепций, теорий. В целом науч.-популярном тексте метафоры могут выполнять роль конструктивного элемента: метафоры, не создавая худож. образа, могут перекликаться даже на расстоянии, образуя некую систему. Принципы изложения науч.-популярного произведения были разработаны еще в ХIХ в. Д.И. Писаревым, а позже также другими исследователями (см. – М.Н. Кожина, 1966, с. 180–185, 196–206).

Ясность, как качество научной речи, предполагает понятность, доступность. Так как ведущей формой научного мышления является понятие, почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет.

Культура речи и стилистика

Термин — это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Термину, также как и многим другим лексическим единицам, присуща стилистическая окрашенность (научного стиля), которая отмечается в виде стилистических помет в соответствующих словарях. Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц с абстрактным значением (абстрактная лексика).

Для терминов, как основных лексических составляющих научного стиля речи, а также для других слов научного текста, характерно употребление в одном, конкретном, определенном значении. Подытожим: в целом, научный стиль служит одной цели – передаче информации адресату. Ваганов А.Г., Научно-популярная журналистика и престиж науки в общественном сознании вВ Сб.: Наука России. Названия понятий в научном стиле преобладают над названиями действий, это приводит к меньшему употреблению глаголов и большему употреблению существительных.

Не пропустите еще:

You may also like...