Московское барокко и узорочье

В XIX веке русское узорочье — источник цитат и объект имитаций для архитектуры эклектики и историзма. Распространено мнение о связи русского узорочья с европейским поздним ренессансом и маньеризмом.

Типичные каменные строения этого периода — бесстолпные храмы с сомкнутым сводом, на высоком подклете, с трапезной, приделами и колокольней. Яркий пример узорочья третьей четверти XVII века. В развитии стиля выделяют два этапа — ранний (стиль Алексея Михайловича) и поздний (стиль Фёдора Алексеевича). Начиная с середины XVII века, русское узорочье эволюционно вытесняется русским барокко, иногда эти понятия смешиваются или ошибочно взаимозаменяются.

В начале XX века — один из основных источников вдохновения для архитектуры модерна. Для первой половины XVII века типична сложная пространственная композиция. Наос в плане имеет поперечную ориентацию, таким образом увеличивается степень индивидуального в молении и литургии. Для второй половины XVII века больше характерны ясные и уравновешенные, нередко симметричные, композиции. Шатровые завершения храмов, колоколен и покрытие крылец.

Сходными по архитектурному решению памятниками являются церковь Введения Спасо-Преображенского Воротынского монастыря, Успенская церковь Благовещенского монастыря в Нижнем Новгороде и другие. Барабаны пятиглавия обычно были глухими, также как и шатры, являясь декоративным элементом (в отличие от световых барабанов). Шатры на крыльцах окружены двойными рядами кокошников, в лучших традициях русского узорочья.

Колокольня «теплой» Знаменской церкви была разрушена, а само здание находилось в тяжелом состоянии. Пристроенная в конце XVII века широкая трапезная с приделом Феодора Тирона украшена уже более скромно, в стиле барокко, а не узорочья. Причудливые живописные формы храмов, а также искуснейшее оформление как внутри, так и снаружи — всё это сделало церкви и храмы того периода одними из жемчужин всей Русской архитектуры.

Московское барокко и узорочье

Шатровые храмы, стиль русского узорочья, Нарышкинское барокко — столь различные архитектурные стили мы увидим в храмах Москвы и ближнего Подмосковья. Вот уж действительно про какой храм можно сказать, что это русское зодчество. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым.

Деревянное зодчество Русского Севера

Церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649—1652 годы, Москва). В конце XVII века пристроена одностолпная трапезная и шатровое крыльцо. Они обычно имеют пять глав, главки над приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы кокошников поверх сводов.

Два или три шатра у таких храмов как правило не имели конструктивного значения, а являлись декоративным элементом. Резные наличники окон (в том числе в виде кокошников), многоярусные кокошники по сводам, карнизы в виде «петушиных гребешков», витые столбики, полуколонки. Интерьер: богатый цветной растительный орнамент стен и сводов.

Сибирское барокко

Шатровая колокольня, примыкающая к паперти с северо-западной стороны, современна основному зданию храма. Состоит из трёх ярусов в виде равных по диаметру восьмериков. Колокольню завершает лёгкий шатёр с окнами-слухами и маленькой главкой. Церковь воскресения на Дебре в городе Кострома.

В начале XVII века здесь, на Нижней Дебре, значится шатровая деревянная церковь Воскресения с приделом Екатерины и с теплой церковью Козьмы и Дамиана. В храме было устроено два придела, возможно, по именам святых покровителей родителей Исакова, которых звали Григорием и Екатериной.

Ворота — сами по себе выдающийся памятник русского зодчества, они увенчаны тремя гранеными маленькими шатрами, украшены каменной резьбой и изразцами. Храм был окружен оградой, которую сначала перестроили в 1802 году, заменив на кованую, а в советское время разобрали.

Они сделаны на 18 лет позже, чем в основном объеме храма, и их автором является известный мастер Гурий Никитин, расписывавший многие храмы в Ярославле и собор Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Придел Трех Святителей замечателен еще и тем, что в нем сохранился старинный пятиярусный резной иконостас с тончайшей деревянной резьбой и древними иконами.

Церковь Воскресения на Дебре известна тем, что в 1913 году, во время празднования 300-летия Дома Романовых, ее посещал император Николай II с дочерьми Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией.

Более десяти лет уникальное здание служило складом для зерна, но в 1946 году храм вновь был открыт. В 1991 году икона была перенесена в отреставрированный собор Богоявленско-Анастасииного монастыря. Внутри церкви не прекращаются реставрационные и исследовательские работы, так как этот памятник костромской архитектуры для научных работ практически неисчерпаем. Деревянный трехшатровый храм был построен в Путинках в 1625 г. Слобода получила свое название от расходящихся отсюда, от Тверских ворот Москвы старинных путей на Тверь и Дмитров.

Строительство новой церкви велось, как это было со многими древнерусскими храмами, не по инженерным чертежам, а по рисункам, отчего композиция здания получилась очень динамичной и живописной. Самая заметная черта — маленькие декоративные шатры, венчающие и основной объем, и придел храма, и его колокольню.

На всех фасадах храма практически невозможно отыскать ровной поверхности — так он изукрашен разнообразной резьбой и каменным кружевом. В 1864 г. выстроили новое западное крыльцо с шатром на узком барабане, близкое по виду к остальным шатрам. После революции храм закрыли не сразу, а только в 1935 г. В 1930-х гг. там служила братия Высокопетровского монастыря. В 1990 г. было принято решение о передаче храма верующим.

На протяжении всего периода своего существования русское узорочье претерпевает значительную эволюцию. Храм закрыт в 1924 году, однако, являясь выдающимся памятником архитектуры, не был разрушен и долгое время оставался заброшенным.

Не пропустите еще:

You may also like...