Художественная роспись — Википедия

Мезенская роспись по дереву. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Посуда, расписанная гжелью.

В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода.

В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных. Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

В 1960 — е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и поныне. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкойдеревянной посуде эффект массивности. На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи.

Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома». Искусство росписи следует отличать от живописи. Декоративная роспись, композиционно связанная с архитектурой, называется монументальной, или монументально-декоративной.

В практической работе иконописцы росписью именуют только прорисовку контуров доличного письма тёмной краской». Роспись составляет важную часть композиции художественных изделий из фарфора, фаянса. Технику росписи применяют в изделиях из лака, тканей (см. батик).

Роспись следует считать одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей этого вида декоративно-прикладного искусства. Прежде всего, мезенская роспись — это свой самобытный орнамент. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков.

Казалось бы, художественной росписи уже не осталось места в прагматичном 21 веке, и ею можно любоваться теперь только в музеях

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Яркой страницей вошла декоративная роспись в историю культуры украинского народа. Из поколения в поколение передавались традиции росписи, самобытного, преимущественно растительного орнамента, который впоследствии все более совершенствовался.

В произведениях майолики XVIII века, полуфаянса и фарфора XIX века ярко представлено искусство народных мастеров России. Мелкая декоративная пластика выполнялась и вне связи с посудой. В искусстве народной керамики полуфаянс Гжели представляет собой одно из ярких явлений.

Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия

Полуфаянсовое производство существовало в Гжели на протяжении всего XIX века наряду с появившимся вслед за ним тонким фаянсом и фарфором. Формы посуды и печатные рисунки переходили с одного завода на другой. Цвета городецкой росписи всегда были яркими, сочными, все изделия обязательно украшались пышными букетами цветов, напоминавших розы, ромашки.

Это, пожалуй, самый известный вид русской народной живописи. Роспись наносится мастерами кистью от руки без предварительной разметки. В 1830 г. производство подносов в Жостово и окрестных селениях увеличилось. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки из мастерских Троицкой волости. Однако до сих пор в России можно найти процветающие мастерские, которые сохранили древние традиции разнообразной художественной росписи и продолжают удивлять современных обывателей своим умением.

Художественная роспись — (от писать, др.-русск. В 60 км от Москвы есть «Гжельский куст», который состоит из 27 деревень, где занимаются обжигом и росписью керамических изделий. Традиционные хохломские мотивы росписи. Созданная народными мастерами Гжели система решения пластической формы и декоративной росписи имеет значение целой художественной школы русской народной керамики.

Не пропустите еще:

You may also like...