Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве

Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики».

Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика.

Слово происходит от итал.gotico — непривычный, варварский (Goten — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет) — и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья.

Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Выделяются ранняя, зрелая и поздняя готика. Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей.

Резиденция состоит из Большого дворца (построен в 1786—1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений

Эта Вселенная делится поясом витражей в верхней части храма, и массивом стен в нижней, на горний (небесный) и дольний (земной) мир, соответственно. Готическая роза символизирует колесо Фортуны и выражает цикличность времени. В уникальных готических витражах в окне-розе можно разглядеть сцены, отсылающие к круговороту времени.

Они могли быть и просто декоративными элементами и уже в период зрелой готики активно участвуют в создании образа собора. Венеция. Был заложен ещё в IX в. как оборонительное сооружение, но несколько раз подвергался пожарам, вследствие чего, много раз перестраивался. Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора.

Определённое сходство с европейской готикой можно заметить в архитектуре стен и башен Московского кремля, построенного по проекту итальянских архитекторов

В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Она не подчинена в такой степени плоскости стены и тем более обрамлению, как это было в романский период. В готику активно развивается круглая монументальная пластика.

Завершается почти тысячелетнее господство византийских канонов в изобразительном искусстве. Джотто в цикле фресок Капеллы Скровеньи изображает людей в профиль, помещает на первом плане фигуры спиной к зрителю, нарушая табу византийской живописи на любой ракурс кроме фронтального.

Новаторство Джотто проявляется и в его обращении к человеческим эмоциям. Как и другие интерьеры Средневековья, убранство Папского дворца сохранилось лишь частично. Пришедшее через мусульманский Восток художественное ткачество получило вначале развитие в Скандинавии и Германии.

Библиотека монастыря насчитывала 570 манускриптов и была среди крупнейших в тогдашней Европе

С конца XIV века производство шпалер в Европе стало важнейшей отраслью художественного ремесла. Возникают крупные мануфактуры в Париже, позднее в Аррасе. Образцом послужили миниатюры X века из «Комментария к Апокалипсису» Беатуса из Льебаны.

Тема противоборства человека и сил зла по сравнению с первоисточником решена в более мажорном ключе, с ярко выраженной фольклорной основой. Св. Элигий в мастерской. В это время были созданы почти все известные ныне способы кроя. Готическая мода, в отличие от предшествующей свободной «рубашкообразной» романской, проявилась в сложном и облегающем покрое одежды.

Наиболее популярным и дорогим цветом был жёлтый, считавшийся мужским. Отношение ни к одному из художественных стилей прошлого не было так переменчиво, как к готике. Начиная с эпохи Ренессанса, готика воспринималась как символ всего тёмного и отсталого. Неоготика зародилась в Великобритании, но получила распространение также и в континентальной Европе, и даже в Америке.

В Средние века в России, находившейся в сфере влияния византийской цивилизации, готика практически была неизвестна. Неоготический стиль ярко проявился в императорской резиденции в Царицыне (1776—1796) в Москве — наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе. По замыслам зодчих, рядом с типичными для европейской готики элементами соседствуют также элементы, типичные для русской барочной архитектуры и ведущего в то время направления — классицизма.

В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры — здание лютеранской церкви (конец XIX в.). Нижняя Тура Земское училище. Водонапорная башня в городе Инте Республики Коми была построена в готическом стиле (1955 год). Архитектором был шведский политзаключенный Артур Тамвелиус.

Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре. Недостроенные романские постройки достраивают в новом стиле или добавляют к ним лишь готические детали и элементы, не изменяя конструктивную базу сооружений.

Не пропустите еще:

You may also like...