Притча о богаче и Лазаре

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон“. Из философии Луки Сатин берет веру в человека: “Человек — вот правда!”, но без жалости. Потерплю! Ещё несколько – подожду… а потом – брошу всю эту жизнь и – уйду в праведную землю…». И эта маска человека доброго и внимательного приходится по душе всем ночлежникам.

Лука рассказывает эту историю потому, что считает, что «не всегда правдой душу вылечишь»: «Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил».

Драматургический нерв пьесы составляет странник Лука. Именно вокруг него группируются персонажи, именно с его приходом начинает гудеть, как улей, давно застоявшаяся жизнь ночлежки. Этот странствующий проповедник всех угощает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит «Ты — надейся!», «Ты – верь!» Он не видит для людей иного облегчения чем мечты и иллюзии.

Как же так «жил-жил, терпел-терпел и все верил — есть а по планам выходит — нету!» Разозлился он на ученого, дал ему в ухо, а потом пошел домой — и удавился. Семена посеянные Лукой, пали на благодатную почву. Актер в волнении собирается искать мифический город с мраморной лечебницей для алкоголиков. Одним из аргументов против проповеди Луки является судьба Актера. Герой поверил этим сказкам и собирается в путь – искать мраморную лечебницу.

О Лазаре и богаче, беседа свт. Иоанна Златоуста

Это рассказ старца о «праведной земле». Далее Лука рассказывает: «Был он – бедный, жил – плохо… и когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай,- духа он не терял, а всё, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего!

Конец этой истории трагичен и неожиданен. Смысл этой истории, по мнению Луки, в том, что человек умер потому, что тот ссыльный учёный вовремя не пожалел ближнего своего. Сказка о «праведной земле» иллюзия и есть, и, следственно, причину смерти человека автор видит в том, что сказка в какой-то момент заменила реальность.

Наташа с большим интересом слушает старца, а в конце истории жалеет покойного: «Жалко… человека-то». Пепел тоже. Он почти поверил в существование этой земли. Один лишь Бубнов смеётся: «Всё — выдумки».

1) Ложь во спасение Луки. 2) Правда Сатина. Третья — ложь-якорь, держащий людей на “дне”. В пьесе “На дне”. Горький показывает людей, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Эти споры ведутся между обитателями ночлежки на протяжении всей пьесы и, прежде всего, между Лукой и Сатиным. Вера может заменить реальную правду, так как она помогает человеку уйти от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий.

Лука стремится дать погибающим людям хоть какую-то надежду: “Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, для лучшего”, несет облегчение обитателям “дна”, утешает их, будит в каждом Человека. Но в самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, Лука исчезает.

Философию Луки отвергает Сатин: “Ложь — религия рабов и хозяев. На бревне сидят Наташа и Настя, на дровнях — Лука и Барон. Клещ лежит на куче веток. Настя рассказывает вымышленную историю про свой роман со студентом. Остальные уличают ее во лжи, кроме Луки, который Настю жалеет: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь…

Беспаспортный бродяга Лука, которого много мяли в жизни, пришел к выводу, что человек достоин жалости и щедро одаряет ею ночлежников

Лука советует Барону приласкать Настю, говорит, что надо быть добрым: «Христос -от всех жалел и нам так велел». Там он познакомился со ссыльным ученым и просил его показать на карте праведную землю, которой, естественно, на карте не оказалось. Пепел говорит, что в жизни ему не за что было ухватиться: «Василиса жадная до денег», которые ей нужны, чтобы развратничать.

Лука отвечает загадкой: «Я говорю — есть земля, неудобная для посева… Василиса выгоняет Луку, подозревая, что он беглый. Пепел хочет убить и ее, но его удерживают. Но и здесь, «на дне», продолжается власть «хозяев жизни», представленных в пьесе зловещими фигурами содержателей ночлежки.

Это не бытовая, а социально-философская пьеса, в основе которой лежит идеологически конфликт. В ней противопоставляются различные взгляды на человека, правду и ложь в жизни, мнимый и подлинный гуманизм.

Перед уходом из ночлежки Лука рассказывает ее обитателям про «праведную землю». Есть такая земля, где живут «особые люди», которые друг друга уважают, друг другу помогают, и все у них «славно-хорошо». Но когда ему сказали в глаза, что его «праведная земля» – ложь, то и жить оказалось незачем. И чем больше себя обманывает человек, тем страшнее восприятие действительности.

Рассказав свою историю, Лука говорит о том, что хохлы открыли новую веру, и он идет посмотреть

Проповедники, подобные Луке, лишь притупляют в человеке чувство протеста против социальной несправедливости. За что мне — правду? Жить — дьявол — жить нельзя … вот она — правда!» Может, стоит ставить здесь вопрос не о правде или лжи, а о вере. Лука дает им веру, которую имел человек, мечтающий о праведной земле,. Однако на вопрос: стоит ли по этому пути идти — многие ответили —да. И с ними можно согласиться. Попытаться стоит: а вдруг именно им повезет, и»они смогут найти ту праведную землю, о которой мечтали.

Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему … Ложь — религия рабов и хозяев». И все принимают версию Сатина. При его исчезновении все «остановились» (пошли не по тому пути). Образ Луки стал для них прообразом уче-ного, который сказал, что земля есть. А вот путь оставил на выбор самим ночлеж-никам. Умер и богач, и похоронили его.23И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его24и, возопив, сказал: отче Аврааме!

С приходом Луки атмосфера в ночлежке стала человечнее

Лазарь заслужил эти “вечные кровы”, без сомнения, своим тяжким и безропотным страданием. Умер и богач и похоронили его”. Упоминается о похоронах, вероятно, потому, что они были роскошны, в то время как труп Лазаря был просто выброшен на съедение диким зверям. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его” (Лк. 16:19-21).

Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово“. Об этом говорит Клещ: «Поманил их куда-то … а сам — дорогу не сказал …» Когда Лука был в ночлежке, они смогли идти хоть и с опаской, но вперед. В своей истории Лука говорит о помощи и взаимопомощи в поисках лучшего. В этом рассказе о «праведной земле» дается краткая роль Луки в жизни ночлежников. Но в пьесе есть эпизод, который предостерегает героев от опрометчивого шага – веры словам Луки, а в конечном счете, и от гибели.

Не пропустите еще:

You may also like...