Биография Михаила Глинки

В 1852 году Глинка снова отправился в путешествие. Михаил Иванович Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. Множество произведений в биографии Михаила Глинки были написаны во время заграничных поездок.

Играть на фортепиано и скрипке М. Глинка стал уже в десятилетнем возрасте. Тогда же были созданы первые сочинения композитора Глинки. В 1822-1823 годах Глинка написал широко известные романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина и другие.

Премьера следующей оперы «Руслан и Людмила» в 1842 году уже не была такой громкой. С 1851 года в Петербурге он преподавал пение, подготавливал оперы. Под его влиянием формировалась русская классическая музыка. Его прах был перевезен в Санкт-Петербург и там перезахоронен.

Музей Глинки расположен в Новоспасском селе, в родной усадьбе композитора. Творчество Глинки отразило передовые устремления времени. В 1830—1834 годах Глинка жил в Италии, Австрии и Германии, знакомясь с музыкальной культурой этих стран, совершенствуя свои познания в области теории музыки. Образы народной поэтической фантазии, запечатленные в юношеской поэме Пушкина, воплотились в опере Глинки с подлинно эпическим размахом.

В последний период жизни творческая активность Глинки несколько снизилась. После потери Речью Посполитой Смоленска в 1654 году В. В. Глинка принял российское подданство и перешёл в православие. Он рос нервным, мнительным и болезненным ребёнком-недотрогой — «мимозой», по собственной характеристике Глинки. В пансионе Глинка познакомился с А. С. Пушкиным, который приходил туда к своему младшему брату Льву, однокласснику Михаила.

Биография Михаила Глинки

С этого момента Глинка всё больше внимания уделяет композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах. Глинка настойчиво ищет пути выхода за рамки форм и жанров бытовой музыки. В эти же годы расширяется круг знакомств Михаила Ивановича. Летом 1823 года Глинка совершил поездку на Кавказ, побывал в Пятигорске и Кисловодске. В 1829 году М. Глинка и Н. Павлищев издали «Лирический альбом», где среди сочинений разных авторов были и пьесы Глинки.

В этих произведениях особенно отчётливо проявились черты композиторского почерка Глинки. Получив в 1834 году известие о смерти отца, Глинка решил незамедлительно вернуться в Россию. Глинка вернулся с обширными планами создания русской национальной оперы. После долгих поисков сюжета для оперы Глинка, по совету В. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине.

В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться принятия её к постановке на сцене Петербургского Большого театра. Кавос же дал произведению Глинки самый лестный отзыв. Опера была принята. Вскоре после постановки «Жизни за царя» Глинку назначали капельмейстером Придворной певческой капеллы, которой он руководил в течение двух лет. Весну и лето 1838 года Глинка провёл на Украине.

В сравнении с «Иваном Сусаниным», новая опера М. Глинки вызвала более сильную критику. На эти же годы приходятся бурные отношения Глинки с Катенькой Керн, дочерью пушкинской музы. В 1840 г. состоялось их знакомство, которое быстро переросло в любовь. Ставшая музой композитора в тот период его жизни, Катенька Керн была источником вдохновения для Глинки.

Краткие содержания опер

И хотя Глинка не пропускал ни одного судебного заседания, дело затянулось. Глинка, ещё не получивший развода с прежней женой, часто виделся с ней, однако как он признается в своих записках: «…уж не было прежней поэзии и прежнего увлечения». Летом 1844 года Глинка, покидая Петербург, заехал к Е. Керн и простился с ней. После этого их отношения практически прекратились.

М.И. Глинка: краткая биография композитора

Только в 1854 году, потеряв надежду на возвращение к ней Глинки, Е. Керн вышла замуж за юриста Михаила Осиповича Шокальского. Свою любовь к Глинке Екатерина Ермолаевна сохранила на всю жизнь, и даже умирая в 1904 году, с глубоким чувством вспоминала композитора[10]. Тяжело переживая критику своей новой оперы, Михаил Иванович в середине 1844 года предпринял новое длительное заграничное путешествие.

Глинка Федор Николаевич

В Париже Глинка познакомился с французским композитором Гектором Берлиозом, который (позже) стал почитателем его таланта. Весной 1845 года Берлиоз исполнил на своем концерте произведения Глинки: лезгинку из «Руслана и Людмилы» и арию Антониды из «Ивана Сусанина». Успех этих произведений навёл Глинку на мысль дать в Париже благотворительный концерт из своих сочинений.

Летом 1847 года Глинка отправился в обратный путь, в своё родовое село Новоспасское. Пребывание Глинки в родных местах было непродолжительным. Михаил Иванович снова отправился в Санкт-Петербург, но передумав, решил перезимовать в Смоленске. В этом произведении Глинка утвердил новый тип симфонической музыки и заложил основы её дальнейшего развития, умело создав необычайно смелое сочетание различных ритмов, характеров и настроений.

В 1841 году Е. Керн забеременела. В 1837 году Михаил Глинка, ещё не имея готового либретто, начал работать над новой оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Вернувшись в Россию, Глинка с усердием работал над национальной оперой «Иван Сусанин». Глинке принадлежит выдающаяся историческая роль в русской классической музыке. Бывал у М. И. Глинки и А. Н. Серов, в 1852 году записавший его «Заметки об инструментовке» (опубликованы 4 года спустя).

Не пропустите еще:

You may also like...