Добролюбов, Николай Александрович

Литературная деятельность Николая Александровича Добролюбова началась еще в институте. Николай Александрович Добролюбов (1836-1861) — русский литературный критик, публицист, революционный демократ. Николай Александрович Добролюбов родился 24 января 1836 г. в Нижнем Новгороде, где отец его состоял священником. В 1853 г. Николай Добролюбов одним из первых кончил курс семинарии.

Осенью 1853 г. с рекомендацией для поступления в Духовную академию Добролюбов едет в Петербург где поступает в Главный педагогический институт. Умер от туберкулёза в 25 лет, за год до смерти лечился за границей и много ездил по Европе. В соседней комнате безвыходно сидел Н. Г. Чернышевский. По воспоминаниям А. Я. Панаевой, за несколько дней до смерти Н. А. Добролюбов произнёс: «Умирать с сознанием, что не успел ничего сделать… ничего!

Н. А. Добролюбов похоронен на Волковском кладбище[4]. Короткая жизнь Добролюбова сопровождалась большой литературной активностью. В центре его системы — человек, являющийся последней ступенью эволюции материального мира и гармонически связанный с природой. Добролюбов был также поэтом-сатириком, остроумным пародистом, душой выходившего при «Современнике» литературного приложения «Свисток».

Учебники, говорил Добролюбов, настолько несовершенны, что лишают всякой возможности серьёзно учиться. Учебники должны создавать у учащихся правильные представления о явлениях природы и общества, говорил Добролюбов. Добролюбов считал, что истинно полезными детскими книгами могут быть только такие, которые одновременно охватывают все существо человека.

Выступал против непоследовательности Н. И. Пирогова в применении физических наказаний. Добролюбов и Чернышевский разработали учение о содержании и методике учебной и воспитательной работы, о сущности педагогической сознательной дисциплины, воспитании самостоятельной мысли учащихся.

Так, А. И. Герцен, стоявший на националистических позициях, видел в нём революционного фанатика. Ф. М. Достоевский обвинял Добролюбова в пренебрежении общечеловеческим значением искусства в пользу социального. Напротив, Писарев с крайне левых позиций критиковал Добролюбова за излишнее увлечение эстетикой. Но поступает Николай Александрович в Главный педагогический институт на историко-филологический факультет.

Николай Александрович начинает давать частные уроки, а в 1855 году пытается сдать досрочно экзамен на звание старшего учителя. Добролюбов работает и продолжает активно заниматься филологией. Добролюбов критикует в своих статьях и произведениях политику властей и императора, чем заслуживает себе репутацию неблагонадёжного человека. Во время учёбы Добролюбов выступает против произвола администрации, является инициатором жалоб на директора института, участвует в выпуске рукописной газеты «Слухи».

Из института Добролюбов выходит в звании старшего учителя. С 1856 года начинает публиковаться в журнале «Современник», находя единомышленников и встречая признание своего таланта. В 1859 году Добролюбов работает как автор сатирического отдела «Современника» «Свисток».

Личная жизнь Николая Александровича не складывается, что становится причиной душевных страданий и разочарований. На средства журнала, выделенные ему Некрасовым и Чернышевским, Добролюбов едет на лечение за границу (1861 год), где он не прерывает работы над статьями и продолжает публиковаться в России.

Добролюбов, Николай Александрович

Состояние здоровья Николая Александровича резко ухудшается, и он умирает 29 ноября 1861 года в возрасте 25 лет. Похоронен в Петербурге. Николай Добролюбов — самый знаменитый после Белинского русский критик, главный представитель метода публицистического рассмотрения литературных произведений.

В других проектах

Судьба с ним сыграла именно ту «обидную шутку», которой так «страшился» его «ум больной» в одном из написанных им перед самой смертью стихотворений («Пускай умру, печали мало»).

Музеи, памятники, названия в честь Добролюбова[править править вики-текст]

Семья его была из достаточных; многие из товарищей Добролюбова по бурсе, дети дьячков и сельских священников, не решались даже приходить в его дом, как чересчур для них важный и знатный.

Когда она умерла, Добролюбов предался глубочайшему отчаянию. В оставшихся после смерти Добролюбова бумагах Чернышевский нашел длинное, но из стыдливости не отправленное по адресу, письмо 16-летнего Добролюбова к его семинарскому учителю Сладкопевцеву. Письмо дышит такой самоотверженной преданностью, что немного найдется романов, в которых влюбленный с большим восторгом и увлечением говорил бы о своей возлюбленной.

Добролюбов и умственно, и душевно созрел чрезвычайно рано. Уже трех лет он прекрасно декламировал многие басни Ивана Крылова. Когда 11-летнего Колю Добролюбова отдали в старший класс духовного училища, он всех поразил осмысленностью ответов и начитанностью. Это дало ему то замечательное знакомство с русской литературой, как изящной, так и научной, которое сказывается уже в первых его статьях.

Апологетика и критика творчества Добролюбова[править править вики-текст]

Он мечтал о Казанском университете, но для этого у запутавшегося отца не хватало средств, и Добролюбов поехал в Петербург, чтобы поступить в духовную академию. Институт сыграл очень большую роль в ходе умственного развития Добролюбова. Николай Добролюбов группировал вокруг себя наиболее нравственно-чуткие элементы институтского студенчества и в их среде успешно противодействовал правилам давыдовской морали.

Сделалось известным и имя автора и дошло до институтского начальства, которое немедленно произвело обыск в бумагах Добролюбова. Что касается связанной с этим эпизодом «неблагодарности» Николая Добролюбова, то она находится в полной гармонии с взглядами Добролюбова на мораль, как на явление прежде всего общественное. Глубоко огорчил Добролюбова другой эпизод его борьбы с Давыдовым. Но именно потому, что обвинение было так очевидно лживо, Добролюбов целых полтора года ни единым словом не опровергал его, хотя оно причиняло ему жгучие нравственные страдания.

В ряде статей проявились и философские взгляды Добролюбова. Семинарским учителям Добролюбов подавал огромнейшие сочинения в 30, 40 и даже 100 листов. В это время Добролюбов болеет чахоткой. В «Темном царстве» и «Что такое Обломовщина» талант Добролюбова достиг своего кульминационного пункта. Во время своего сотрудничества с «Современником» Добролюбов публикует статьи и в других журналах.

Не пропустите еще:

You may also like...